Корзина
209 отзывов
11 новых карт от Чиро Маркетти сияют золотым напылением!Полюбоваться!
+375
29
805-95-00
БеларусьМинск
Интернет-магазин чудес EZOTERIK.BY
Корзина
Магия символов: история развития символики и условных знаков, значение и применение

Магия символов: история развития символики и условных знаков, значение и применение

Магия символов: история развития символики и условных знаков, значение и применение

Магия символов появилась на земле задолго до человека. Но только человек придал ей законченный смысл. Только человек способен оперировать отвлеченными категориями, под условным изображением подразумевая предмет, существо или явление.

Статья из книги Эльдемурова Ф. Арканология. Числовые Арканы Таро. Аспекты истолкований и соответствий

«Наши лучшие оригинальные сочинения

являются плагиатом лекций,

которые мы прослушали самым

конфиденциальным образом

у мирового духа, глаголящего внутри нас».

Людвиг Фейербах 

Магия символов: взгляд на историю

На одной из европейских художественных выставок в семидесятые годы прошлого века экспонировалось полотно, украшенное беспорядочными мазками и кляксами. Подпись гласила, что картина исполнена шимпанзе. В обезьянке, согласно приложенному документу, пробудились способности к абстрактному творчеству. Плод ее усилий, оцененный в немалую сумму, был выставлен на продажу и, вне всякого сомнения, оказался бы в коллекции одного из богатеньких чудаков-меценатов, если бы для проверки подлинности картины не догадались пригласить психолога. С нескрываемой усмешкой оглядев «шедевр», он уверенно заявил, что обезьяна создать подобный рисунок никак не смогла бы.

Но, казалось бы, какая разница в том, кто размахивает кистью - человек ли, обезьяна? «Разница есть, причем немалая, - объяснил специалист. - О6ратите, например, внимание на подчеркнутую жесткость некоторых линий. Эти мазки наносила достаточно опытная человеческая рука. Взгляните на спираль, что пересекает картину сверху донизу, - животному ее нанести явно не под силу».

Пещеры древних людей, помимо чисто культовых изображений зверей или охотников, несут на своих стенах огромное количество условных знаков.

Некоторые их формы, впоследствии ставшие классическими, были приняты уже в эпоху палеолита, за десятки тысяч лет до нашей эры, в те времена, когда человек только начинал осознавать себя не только частью природы, но и кем-то, способным стать ей в противовес.

Изображения на стенах многих подземных святилищ, в частности, Каповой пещеры на Урале, с удивительной точностью соответствуют более поздним традициям. Первобытные дикари каким-то образом не хуже современных нам ученых великолепно разбирались в том, какой из условных значков может, например, соответствовать понятию плодородия, а какой - образу смерти. Человеческой культуре и тогда не были чужды идеи иного, неживотного, философского осмысления мира.

Знаки и символы в культуре разных народов

А самое интересное то, что это необычное на первый взгляд сходство существует не только во времени.

Народы, исконно разделенные географически, с непонятным упорством воссоздают на пути своего развития необъяснимо похожие изображения и системы изображений.

Более того - эти рисунки чаще всего сходны и в своем символическом прочтении.

Например, знак в виде двух или четырех кардиоид (сердечек), соединенных воедино вершинами или основаниями, вплетен в циновки папуасов Новой Гвинеи, выскоблен на ритуальных камнях-чурингах австралийских аборигенов, присутствует в рисунках южноамериканских индейцев, вышит на одежде чукчей, отпечатан на глиняной посуде жителей Северного Кавказа, отлит в чугуне решеток западноевропейских соборов. И всюду он является охранительным знаком, символизирующим очищение мироздания от влияния злых сил.

Другой знак - ромб, поставленный на острие (астроида), есть всеобщий символ женского начала. Он встречается, например, на одежде девушек и молодых женщин, выражая в данном случае идею рождения, а также на погребальных ковриках, представляя идею перехода в иной мир. Идеи смерти, рождения и вечной жизни, таким образом, связываются воедино - в мистических традициях самых разных народов.

Отчего, скажем, знак «бараньей головы» встречается у тех народов, которые никогда, насколько это можно проследить, не занимались овцеводством и не почитали это животное в виде тотема - например, у народов крайнего Севера?

Конечно, любой сложившийся народ в силу самобытности не может не привносить в узоры ковров, плетений, росписей или чугунных решеток что-то свое, особое, отражающее чисто национальный колорит. Тем не менее выходит, что в подавляющем большинстве случаев человек творческий, где и когда бы он ни жил, чисто геометрически и пространственно всякий раз упорно пытается воссоздать одну и ту же схему с одними и теми же главными составными элементами.

Символика в помощь историкам и этнографам... или во вред?

Это неоднократно приводило некоторых, особенно не очень опытных историков и этнографов к весьма умозрительным выводам о мнимых родстве и общности иных народов, разделенных пространством и временем. И в наше время мы нередко становимся свидетелями возникновения у авторов изрядного количества псевдосенсаций, как бы открытий и т.п., шовинистически возносящих тот или иной народ в качестве основополагающего, исходно и мудро озарявшего все остальные своими познаниями и т.д. Наглядный пример: в дудаевской Чечне существовал ученый, всерьез утверждавший, что первочеловек Адам был по национальности... кем 6ы вы подумали? Разумеется, чеченцем! О выводах известных российских авторов можно было 6ы и не упоминать, если 6ы заблуждения, которые упорно навязывают современные панславянисты, не перекликались с теми, что тревожили умы много лет назад. Это, увы, пример дурной шутки, которую играют символы с неосторожными исследователями.

Так, ближе к середине XIX века, когда патриотический пыл российских писателей достиг критической точки, было модным высмеивать, например, Гнедича и Жуковского за их чересчур, по мнению критики, торжественно-витиеватый, стиль перевода на русский язык «Илиады» и «Одиссеи». Поэмы Гомера следовало переводить (и переводили!) просторечиво-народным, крестьянским стилем, называя Зевса Живбогом или Батькой Небес, Аполлона - Лучестрелом, нимфу Калипсо - Покрывалихой и т.д. Знаменитый О.И. Сенковский пришел к выводу о том, что «Одиссея» - поэма славянства, и ее герои - не кто иные как славяне, а ученый Б.И. Ордынский в пику Гнедичу создал перевод «Илиады», начинающийся упоительным рассказом о том, как повздорили однажды князь Агамемнон Атреевич и сват его Ахиллес-Ноги-Быстрые...

Что ж, почему бы и в действительности не раздвинуть наше пра-, а также панславянство до размеров всего земного шара? Пусть бы Ахиллес во главе дружины стольно-киевской приходил к стенам простите, уже не Трои, а Тройки, как утверждал Сенковский! На языке индейцев Южной Америки кечуа слово «пупа» как бы случайно означает пуп - это также несомненный след праславянского влияния. Наше российское слово «разруха» на китайском языке звучит как «похуай»... Вопросов нет...

Упомянутые спекуляции делаются по проверенному рецепту: половина элементов символики на половину откровенного и беззастенчивого вымысла.

Думаю, читатель согласится, что истинно высокий народ не нуждается в ложном возвеличивании, так же как и подлинный ученый, опирающийся на факты, если не находит их, то о своих предположениях пишет, что они есть только предположения, гипотезы, домыслы, но отнюдь не истина в последней инстанции.

Традиция не допускает волевого, насильственного к себе отношения, особенно если это какой-либо обычай, связанный с ритуальными обрядами и если при этом затрагивается столь тонкая категория, как традиционное символическое изображение.

Вероятно, скажете вы, уважаемый читатель, любой народ за время своего существования не может не создать универсальных изобретений: одежды, орудий труда - ножа, лестницы, лопаты... Не может в своем языке избежать звукоподражаний. Да и обычаи, идущие от устоев древности, дают о себе знать...

Символика и ее история

Но откуда берет начало универсальность символики? Откуда такое сходство мифологий? Откуда несомненное подобие в изображении картины строения мира, в том числе и потустороннего?

Отчего символы Древа Жизни или Колеса Судьбы, Близнецов или Троицы, мандалы или креста оказываются близкими народам, отстоящим друг от друга на тысячи лет и на десятки тысяч километров?

Ответ, видимо, кроется в самом человеке...

Согласно восточной притче, Богу когда-то так надоело выслушивать людские просьбы и жалобы, что он решил спрятаться. Спрятался под землю - человек прокопал туннели. Спрятался в море - человек научился плавать. Спрятался в небе - и понял, что рано или поздно человек и туда доберется. И решил тогда Бог спрятаться в самом человеке, отлично понимая, что в самом себе человек будет искать Его в последнюю очередь...

Перед нами величайшие из открытий человека. Его язык, его символика и венец ее - выверенные веками знаково-символические системы, с вершиной - письменностью. Отражение того Бога, который находится в душе каждого из нас, если, конечно, он имеет право называться человеком.

Когда актуально применение символики?

Прежде всего, когда требуется оставить какие-либо пометки исключительно для себя. В лесу это могут быть непонятные для постороннего указатели верной дороги или грибных мест. По такому же принципу Робинзон делает зарубки, отмечая прожитые дни. Работая с книгой, иные читатели любят оставлять на полях условные значки, обозначающие места, на которые в другой раз следует обратить внимание. Так, Ломоносов любил отмечать понравившиеся ему строчки знаком двойного креста - #.

Яркие реалии окружающего мира человек также собирает в копилку своих знаков и символов. Солнце, Луна, звезды, животные, растения, явления природы... Наконец, сама мать-Земля... Список сей бесконечен.

Также человеку бывает необходимо оповестить о чем-то других людей - соплеменников или врагов, заявить о себе.

Для этого придумано огромное количество условных значков и их систем самого разного характера, где вершиной является, несомненно, наш язык: звуковой, символический, письменный.

Возьмем известную картину Караваджо, где изображен молодой человек (или девушка?), играющий на лютне. В искусстве долго не утихал спор: «Кого все-таки изобразил художник: лютниста или лютнистку?» - пока не вмешался специалист по символике. «На картине, - сказал он, - изображены не один, а два музыкальных инструмента: лютня в руках и скрипка - чуть поодаль, рядом. Это означает ожидание. Ну а поскольку на скрипке в те времена играли исключительно мужчины, то, следовательно, перед нами молодая женщина, ожидающая своего любимого для того, чтобы два инструмента, как и два любящих сердца, соединились в одной мелодии...» Не правда ли, простое объяснение?

Каждому народу в его развитии сопутствует традиция. Он выбирает в качестве своего символа особый знак, фетиш, тотем и в этом следует обычаям предков, опыту поколений. Любое возможное прочтение знака или символа может быть напрямую сопоставлено с особенностями этноса. Народ не может не иметь своего мифа, тесно связанного с комплексом употребляемых им символических изображений.

Хотя, с другой стороны, вспомним об упомянутых выше универсальных символических образах. Люди бывают удивлены, узнав о том, что символы, которые они испокон веков считали только своими, каким-то чудом присущи совершенно иному народу. Так, христиане-испанцы были изумлены тем, что индейцы, оказывается, поклоняются кресту (что, правда, впоследствии не спасло аборигенов от меча и огня, которым предали их и их культуру жаждущие золота и власти «благочестивые» завоеватели). Так, христианство, пусть и без «фанфар», но вполне терпимо прижилось среди коптов - потомков древних египтян, усмотревших в нем немало общего с их традиционными, пусть и «языческими» религиозными воззрениями.

И главное - нельзя ни в коем случае упускать скрытый, мистический аспект возникновения символа. Об этом следует поговорить подробнее. Быть может, в изначальной мистичности человека и кроются ответы на важные вопросы? Сами по себе практики мистических воззрений, магии и гаданий наряду с религиозными воззрениями - тоже часть человеческой культуры, игнорировать значение которой могут лишь весьма ограниченные люди.

Магические знаки и символы на протяжении веков

Символизм неотрывно присутствует и в повседневности, и в искусстве, и в процессе научного познания мира. В особенности это становится заметным тогда, когда мы изучаем устные и письменные памятники древности, мифологию и эпос, где символика позволяет неотрывно слить как экзотерику, так и эзотерику, как искусство, так и науку. Об этом некогда хорошо сказал Еремей Парнов:

«...В древних памятниках трудно порой отличить естественнонаучные представления от мистики, философию от поэзии, космологию от мифологии. Древневавилонский эпос, древнееврейская книга Зогар, индийская Махабхарата не просто путано и темно отражали мир. Рисуя нам метод познания, в котором научное мышление неотделимо от художественного, они отражали его синкретически. В учебниках географии показано, как Земля покоится на трех китах, плавающих в океане, или на трек слонах, стоящих на черепахе. Но это не означает, что древние именно так рисовали себе картину мира. Нам трудно судить об истинных их воззрениях, поскольку они зачастую представлены чисто символически. Нельзя прямо отождествлять миф с философией, но нельзя также и совершенно отделить мифологию от первых наивных представлений человечества о6 окружающей действительности. Вот почему жизнеописания Рамы и Кришны, Мадрука и Озириса, Сатурна и Хроноса, безусловно, содержат затемненные и символически преображенные представления о пространстве, времени и тек главных элементах, которые должны лежать в основе всего сущего. Древние не знали физики в нашем понимании этого слова. Но они создали зародыши описательной науки, которую можно назвать «фантастической физикой». И понять в принципе ее мог каждый, поскольку говорила она на общедоступном языке».

Человеку свойственно изображать знаками влияние определенных сил.

Так, отвесно проведенная прямая линия будет признаком активности, мужского начала. Линия горизонтальная (за относительно редким исключением) обозначит начало женское, пассивное. Круг есть символ замкнутого пространства. Точка в круге будет означать, что в нем присутствует некто, претендующий на особое положение... Сходные знаки в большинстве случаев говорят о том, что они соответствуют обозначению тождественных сил или явлений. Между такими знаками, согласно символизму, существует скрытая связь. Более того: аналогия эта может простираться вплоть до звуковых обозначений символа у разных народов. Так, египетский иероглиф «шикм», междуреченский клинописный знак «шаду», среднеазиатский «шат», еврейский «шин» и китайский « шань» писались сходно, наподобие русского Ш, и означали сходные понятия: гору, зубец, острие и т.п.

Исследования психологов позволяют сделать вывод: мы «изобретаем» знаки, в частности, потому, что в их окружении чувствуем себя более комфортно. Используя каждый, человек по-особому настраивает свое невидимое энергоинформационное поле, невидимый кристалл, составные элементы которого, как это представляется сегодня, имеют в пространстве формы, соотносимые в деталях с употребляемыми ими знаками и символами.

По тому, какие именно из предложенных символов выберет конкретный человек и как он их истолкует, можно судить о его здоровье, о том, насколько адекватно он воспринимает действительность, а если болен - что именно в его организме может быть затронуто недугом. Невидимый энергоинформационный кристалл отражает в себе все особенности нашего физического тела, прежде всего те, которые так или иначе связаны с процессами передачи энергии.

Магия символов как средство познания

Получается, что, изучая язык символов, проводя параллели в символике различных стран древнего и современного мира, делая обобщающие выводы, мы получаем возможность, не прибегая к помощи каких-то особых приборов, изучать строение мира таким, каким оно представляется чему-то внутри нас. Но чему?

Где-то в области этих исследований должен лежать ключ к пониманию дисциплин, которые с древнейших времен были окутаны завесой таинственности: ясновидения, гаданий, предсказаний, магии...

Магам и колдунам всех времен известно, что каждый знак представляет собой своеобразный код, ключ к невидимым вратам, пригодный для вызова определенных сил.

По канонам магического искусства, овладевший языком этих кодов способен управлять явлениями природы, а также случайностными процессами.

Вот почему во все времена профессии мастеров изобразительных искусств, и главным образом тех, кто владел языком знаков и символов, в частности - писцов, людей грамотных, окружал ореол почтения. Каждый изображенный, например, в Китае иероглиф если и надлежало уничтожить, то только в ходе специальной церемонии, иначе знак, не говоря уже о целом документе, мог «отомстить».

Получается, что сам акт запечатления знака, символа, числа, буквы и т.д. есть своего рода магическое действие, цель которого - подключение человеческой души к взаимодействию с какой-либо вселенской силой.

Что собой представляют эти силы, достоверно не известно. Можно представить, например, что, как у Станислава Лема, все мы обитаем в некоем «ящике», к которому подключены скрытые провода. Мы способны интуитивно, каким-то десятым чувством подозревать, что кто-то или что-то скрыто воздействует на нас и на мир - в том виде, как мы его себе представляем, - и привычно обозначать условными знаками и символами проявления этого «чего-то», не подозревая, что тем самым подключаемся к нему, входим с ним в контакт, пытаемся обратить его свойства себе на пользу.

«Это понятно, - скажете вы. - На досуге как-нибудь разберемся... Но откуда пошло само слово «символ»? Не несет ли оно само в себе какого-либо тайного смысла?» И вы окажетесь правы, мой проницательный читатель. Ибо с самим этим словом, с его неразгаданным внутренним смыслом связан поистине кладезь тайн и загадок, исстари не дающих покоя человеку. Наберемся же терпения и поглядим, какие глубины оно в себе скрывает.

 

Купить или заказать Эльдемуров Ф.  Арканология. Числовые Арканы Таро. Аспекты истолкований и соответствий можно, нажав на кнопку Купить

Карты таро, книги: содержание книги  Арканология. Числовые Арканы Таро. Аспекты истолкований и соответствий, Эльдемуров Ф.

Эльдемуров Ф. Арканология. Числовые Арканы Таро. Аспекты истолкований и соответствий

Предыдущие статьи
social-icon