Корзина
208 отзывов
11 новых карт от Чиро Маркетти сияют золотым напылением!Полюбоваться!
+375
29
805-95-00
БеларусьМинск
Интернет-магазин чудес EZOTERIK.BY
Корзина
Древний Египет: религия и верования, их отражение в Таро Нефертари и Таро Сфинкса

Древний Египет: религия и верования, их отражение в Таро Нефертари и Таро Сфинкса

Древний Египет: религия и верования, их отражение в Таро Нефертари и Таро Сфинкса

Изучая колоды Таро, связанные с Древним Египтом, важно ориентироваться в сложной системе верований египтян. Посмотрев книгу Таро Нефертари и Таро Сфинкса, вы узнаете ее основы и изучите легенды, на которых основаны сюжеты египетских колод Таро.

Статья из книги Коломенской Е. Таро Нефертари и Таро Сфинкса. Вслед за Солнечной Ладьей.

Боги в верованиях египтян

Религия являлась стержнем всей древнеегипетской цивилизации.

Поскольку жизнь египтян была обусловлена природными особенностями страны (приливы-разливы Нила, палящее солнце, редкие дожди и т.д.), верования оказались тесно связаны с природой.

Изначально египтяне почитали исключительно животных, которые впечатляли своей силой и мощью или же, наоборот, вселяли страх и ужас. Многие иероглифы представляли собой изображения животных, птиц и насекомых, и, помимо основного значения, отождествлялись с теми или иными божествами: ибис символизировал бога письма Тота, крокодил - бога воды, отпугивающегo силы тьмы Себека, кобра - покровительницу фараонской власти Уаджет и т. д. Среди наиболее часто встречающихся животных в культе можно отметить быка, корову, крокодила, сокола, льва. В каждом городе существовало свое божество-покровитель, которое также ассоциировалось с определенным животным. Причем с каждым из них могли быть связаны сразу несколько богов: с коровой отождествлялись Нут, Исида и Хатхор; гиппопотам мог быть как злым (слуга повелителя тьмы Сета), так и добрым - богиня Таурт; львица символизировала как Сехмет, так и Тефнут; главным богoм в виде сокола был Хор, но в различных местностях существовали и иные боги-соколы. 

Чаще всего боги изображались с головами зверей или птиц. Но это совсем не значит, что египтяне именно так и представляли своих богов: изображение и иероглифы - лишь символы, передающие ключевые слова. В понимании древних жителей Египта, например, Тот обладал качествами ибиса, поэтому на письме его и изображали в виде этой птицы.

Несмотря на разнообразие богов в разных регионах, бог солнца был, можно сказать,универсален. Издревле его обозначали именем Ра, поэтому все его воплощения имеют также приставное имя Ра.

Сотворение мира в египетской мифологии: гелиопольская версия

Египетская мифология довольно трудна для понимания, т. к. различные источники по-разному пересказывают один и тот же миф, одни и те же боги наделяются качествами, порой противоречащими друг другу: не говоря уже о том, что единой картины мироздания у древних египтян попросту не было. В каждом крупном городе существовала своя версия устройства сущего.

Но самое интересное, что египтян разные варианты не смущали: все они успешно сосуществовали, ничуть не мешая друг другу.

Согласно гелиопольской версии, вначале был хаотичный океан Нун. Из этого океана появился бог Атум, который сотворил сам себя. Поскольку кругом была лишь вода, он первым делом создал холм Бен-Бен. На этом холме Атум предался размышлениям, что же делать дальше. И придумал, что ему необходимы бог ветра Шу (чтобы воды океана пребывали в движении) и богиня влаги Тефнут (чтобы можно было контролировать океан). 

Поскольку света еще не существовало, дети Атума потерялись во мраке. В отчаянии он вырвал себе Глаз и отправил его на поиски. Долго ждал Атум. Когда уже окончательно устал, он вдруг сообразил, что вполне может создать себе новый глаз - что благополучно и сделал. В этот момент вернулся посланный на поиски Глаз вместе с потерянными богами. Он разозлился на неблагодарного Атума: он ведь так старался выполнить поручение создателя, а тот тем временем сотворил себе новый глаз! Разгневанный Глаз превратился в кобру, которую Атум поместил себе на лоб. С тех пор на коронах фараонов Египта появился урей - та самая кобра-глаз.

Дальше из вод океана вырос красивый лотос, а из этого лотоса вылетел бог солнца Ра. Из слез расчувствовашегося Ра появились люди.

Книга Коломенская Е. Таро Нефертари и Таро Сфинкса. Вслед за Солнечной Ладьей поможет разобраться в хитросплетениях египетской религии.

Разнообразие мифов о сотворении мира

В Мемфисе богом-создателем был Птах, который одновременно являлся покровителем искусств и ремесел. Птах создал сам себя, а затем "языком и сердцем" сотворил Атума. Дальнейшим творением занимался уже Атум, хотя именно Птах вдохнул в людей жизнь. Это первая из достоверно известных в мире теологическая система, основанная на принципе созидания словом и волей. 

В Гермополе же считали, что мир сотворился благодаря усилиям восьми богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества изображались с головами лягушек, женские - с головами змей. Вся эта компания жила в водах первобытного океана Нун, и именно они сотворили там изначальное яйцо. Из него в образе птицы вылетел бог солнца Амон. Так в мир пришел свет. 

Несмотря на многообразие вариантов, египтяне были уверены в том, что мир создали именно боги.

И везде просматривается идея о том, что существовал первоначальный создатель, от которого в итоге произошло все живое. 

Во всех вариантах мифов обязательно присутствует бог солнца - Атум, Амон, Ра, Хепри. Фараон Эхнатон во время своего правления попытался унифицировать образ солнечного бога в солнечном диске - Атоне, но перестроить мировоззрение египтян у него не получилось, и каждый в итоге называл бога солнца тем именем, которое ему было привычнее. 

Отображение египетских богов в колодах Таро Нефертари и Таро Сфинкса

Большинство богов почитались повсеместно. Так, загробным миром руководил Осирис (Старший Аркан V - Жрец), а в последний путь усопших провожал Анубис (Старший Аркан XIII - Смерть). С историей Осириса, Исиды и Хора мы познакомимся дальше на страницах этой книги (Старший Аркан V - Жрец, Туз Мечей).

Важная роль в египетском пантеоне принадлежала богине Хатхор, с которой отождествляется Нефертари в малом храме в Абу Симбел. Богиня любви, красоты и женственности почиталась как небесная корова, ежедневно рождавшая солнечный диск и перевозящая бога солнца Ра. Хатхор являлась женой Гора - бога неба и царства живых. Гор, в свою очередь, приходился сыном Исиде (богиня женственности и материнства) и Осирису (бог возрождения, царь загробного мира).

Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов.

Мифы египтян не насыщены бурными событиями: боги редко принимают участие в жизни людей (в отличие, например, от греческой мифологии).

Для египтян это скорее иносказательное представление об устройстве мира, правилах и нормах, морали и этике. 

Книга Мертвых и ее связь с системой Таро

Особое место в религии и верованиях древних египтян занимала загробная жизнь. Они верили, что после смерти жизнь продолжается. Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире, для этого усопшим в могилу клали так называемую Книгу Мертвых - сборник заклинаний, которые должны были уберечь покойных от опасностей. Количество глав в разных копиях Книги Мертвых различно. Некоторые экземпляры содержат много религиозных гимнов, а другие более лаконичны. Египетское название этого литературного творения в переводе звучит как «Главы о выходе к свету дня», т. е. акцент делается на воскрешении усопшего и его пути к вечной жизни. «Книгой Мертвых» оно стало благодаря египтологу Р. Лепсиусу.

Записывалась Книга Мертвых на различных поверхностях - от самих саркофагов до свитков папируса и кожи. Помимо гимнов, магических заклинаний и песен, свитки содержат изображения заупокойных ритуалов, плакальщиц, погребения, а также обязательно присутствует сцена из Суда Осириса (об этом подробнее в Старших Арканах V - Жрец и VIII - Справедливость).

Таким образом, смерть в представлениях египтян была продолжением жизни. Усопшие занимались всем тем же, что и их здравствующие родственники. Вот только смерти в загробном жизни не было: те, кто прошли суд Осириса удачно, жили вечно. 

Боги наполняли ежедневную жизнь любого египтянина глубоким смыслом — во всем сущем, во всех явлениях природы и событиях видели их влияние, их благодарили, пытались задобрить, приносили подношения, чтобы те поспособствовали исполнению желаний.

Согласно верованиям, сначала боги лично правили на Земле, а затем власть перешла фараонам, которые и стали выполнять их непосредственную волю. Рассматривая Старшие и Младшие Арканы, мы поближе познакомимся с некоторыми героями и сюжетами древнеегипетской мифологии.

 

Купить или заказать книгу Коломенская Е. Таро Нефертари и Таро Сфинкса. Вслед за Солнечной Ладьей можно, нажав на кнопку Купить

Читайте еще больше интересных статей в книге Коломенская Е. Таро Нефертари и Таро Сфинкса. Вслед за Солнечной Ладьей.

Коломенская Е. Таро Нефертари и Таро Сфинкса. Вслед за Солнечной Ладьей

Предыдущие статьи
social-icon